Первая Мировая война
Вопреки веяниям времени, в ходе 1-ой Мировой войны мобильные части всех противоборствующих вооруженных сил ради скорейшего перемещения использовали чаще всего, лошадей - впрочем, иногда продолжали делать это и в начале Второй Мировой войны, а иногда лошадей, как средство передвижения продолжают применять и в наши дни. Но уже тогда многим была ясна выгода, которую сулило использование техники. Двигатель внутреннего сгорания мог обеспечить сухопутной боевой машине подвижность, огневую мощь и защиту, и это стало ясно начиная с первых же дней войны. Вскоре британское Адмиралтейство приобрело гражданские автомобили типа “Ланчестер” и “Роллс-Ройс”, и в начале 1915 года английская армия сформировала свои первые броневые части. Подвеска гражданских машин нуждалась лишь в некотором укреплении, затем бронемашины оснащались некоторым бронированием, и на верху монтировались пулеметы. Эти броневики показали свои большие возможности, особенно в разведке и в обходных атаках вражеских позиций. Броневики отлично показали себя - в Первую Мировую войну в Африке и на Ближнем Востоке.
Но даже бронеавтомобили не могли эффективно действовать против укрепленных и хорошо обороняемых позиций, и поэтому сложившаяся на Западном фронте тяжелая ситуация дала толчок к развитию новой боевой бронетехники. Когда сеть траншей непрерывной полосой расположилась между Ла-Маншем и Швейцарией, все осознали, что колючая проволока и пулеметы положили конец применению лошадей в боевых действиях. Для сложившейся ситуации была необходима новая модель мобильных ударных сил. Были необходимы такие силы и средства, которые могли бы обеспечить выход из возникшего безвыходного положения.
Машина, которая получила название танк, позволяла переломить безвыходное положение. Качественно бронированный и снабженный оружием, он легко проскакивал окопы, благодаря охватывающим корпус гусеницам, стандартным для первых машин - таких, как танк Мк-5. Но главное - он мог безнаказанно преодолевать противодействие противника и довольно быстро проникать в его оборону.
Идея была достигнута, и в бою на реке Сомме в 1916 году танк доказал свою эффективность и сеял страх на германских солдат. Первые модели танков были весьма ненадежны и применялись только в качестве помощи пехотных атак. Настоящая тактика не делала их применение слишком уж эффективным. Тем не менее, к дню первой танковой атаки около Камбрэ в 1917 году в конструкции боевых машин были внесены усовершенствования. Германская возможность догнать упущенное (и догнать союзные государства) привела к созданию “бронированного боевого вагона” — родился танк А-7V. Но, попытка провалилась, к концу боевых действий только союзники делали и использовали танки в необходимом количестве. Однако опыта Первой Мировой войны оказалось мало, чтобы убедить военных в том, что исключительно танк способен обеспечить перевес в войне. Нападения немецких штурмовых отрядов во время наступления в марте 1918 года показали большую, нежели танки, надежность при преодолении позиционного тупика. Однако, скептики поняли, что мысль боевой бронированной машины вполне жизнеспособна.
В конце Первой Мировой войны немцы от союзников в области бронетехники. Только оправившись от поражения, Германия активно начала испытания в настоящей области, невзирая на фактический запрет. Наперекор условиям Версальского договора, в межвоенный период Германия усиленно занялась подготовкой бронетехники, изменившей прежние представления о войне. Дело было не в качестве машин — например - тяжелый танк Франции В-1 абсолютно превосходил большинство немецких танков — а в том, как они использовались. Французы (и в меньшей степени англичане) использовали свою бронетехнику только для помощи пехоты, так же, как и в Первую Мировую войну. Немецкая армия между тем осознала достоинство массовых танковых формирований. Действия первых германских танков, большая часть которых была изготовлена на основе чешских проектов, присвоенных немцами после аннексии Чехословакии в 1938 году, слишком многое дали осознать союзникам. Это был ценный урок, хотя за него пришлось дорого заплатить. Несмотря на то, что немецкие танковые дивизии несли слишком тяжелые потери даже в ранних кампаниях, все воевавшие стороны поняли, что дальнейшее танковой войны за более крупными, превосходно вооруженными и бронированными машинами. Самодовольство германского руководства после побед на Западе пропало, когда на советском фронте германским танкам встретился первый танк Т-34.
Танк. Оружие, толщина брони, подвижность.
Советские танки.
Советские бронетанковые войска появились из хаоса и неразберихи революции 1917 года. 4 июля 1920 г., во время Гражданской войны (1919-1921 гг.), Красная Армия впервые применила танки в бою. 2-й танковый отряд принимал участие в бою вместе с бронепоездом № 8 и 14-м отрядом бронеавтомобилей. Только что появившиеся советские танковые войска состояли из малого количества британских танков Марк-5 и Уиппет и французских танков “Рено FT”. Эти боевые машины были изначально поставлены белым западными державами для военной поддержки чтобы бороться с красными. Те смогли получить некоторые из них и использовали против бывших хозяев.
В Гражданской войне роль танков была невелика для двух противников по очевидной причине - их было слишком мало. Объективно, англичане и французы дали не более 130 танков, но бронеавтомобилей они поставили значительно больше. Но танки были не достаточно быстры, часто ломались, для них было недостаточно горючего и запчастей. Поэтому, они абсолютно не подходили в качестве крупномасштабного применения совместно со значительно более быстрой кавалерией в мобильных операциях, характерных для Гражданской войны. Бронепоезда играли более важную роль если сравнивать с танками по причине своей мобильности вместе со значительной огневой мощью. Контроль железных дорог во время Гражданской войны обычно был решающим фактором.
В то же время Красная Армия посвятила много времени и внимания своим бронетанковым войскам. Уже в ноябре семнадцатого года большевики организовали Временный бронетанковый совет, задачей которого был контроль за второй Всероссийской конференцией по бронеавтомобилям. Конференция была сделана для обсуждения вопросов, которые были связаны с созданием бронетанковых войск Советского государства. В 1918 году обязанности этих организаций взял на себя Революционный Военный Совет (Реввоенсовет), который предпринял практические шаги для создания танковых частей. Первые танковые войска были образованы в мае двадцатого года. В каждый отряда входили 3 танка “Мк V” британского производства, шесть грузовиков и 3 мотоцикла. По мере того, как были построены из подручных материалов или захвачены танки других типов, бронетанковые войска были реорганизованы в 3 основные группы соответственно с размерами танков. Танки Марк-5 образовали группу танков типа Б (большие), танки “Уиппет” - группу танков типа С (средние) и танки “Рено FT” - группу танков типа М (малые). Такая организация была больше связана с проблемой снабжения и обеспечением командования танковыми частями, чем с какими-то идеями о тактической роли танков различных типов. Можно обратить внимание на то, что деление танковых войск на группы согласно с размерами и ТТХ танков стало в Советском Союзе отличительной чертой в промежуток между Первой и Второй мировыми войнами и во время Великой Отечественной войны, и имело прямое отношение к боевому использованию танков.
Сразу после победы большевиков в Гражданской войне РККА также проявляла интерес к боевым машинам. Преимущественно это касалось организации собственного производства танков взамен трофейных западных машин. Комиссар Лев Троцкий говорил, что должны быть построены танковые заводы, которые удовлетворят потребности СССР. На самом деле еще в девятнадцатом году группа инженеров во главе с Н. Хрулевым начала создание французского танка “Рено FT” на только что национализированном заводе AMO (Автомобильное Московское общество). Решение воспроизвести танк Reno FT” было принято согласно тому, что он был меньше и проще других трофейных танков. Был собран один танк. Есть мнение, что производство 14 танков является преувеличением (потому что плохим было состояние промышленности в государстве после только что закончившейся Гражданской войны), предполагают, что это были подновленные и подремонтированные FT, а не новые боевые машины, но еще и - что танки “Русский Рено” или КС-1 производились з-ом “Красное Сормово” в Нижнем Новгороде; на АМО делались для них двигатели. Все 15 моделей серии, начало которой положил “Борец за свободу тов. Ленин”, были полностью отечественными машинами, но их качество было весьма посредственным.
Несмотря на неуспех, русские продолжали образовывать организации, задачей которых должна была стать разработка как танков, так и способов их применения. В 1923 году Главное управление военной промышленности осуществило первое систематическое исследование конструкции танков учитывая требования Красной Армии. В работе было проанализировано применение танков в Первой Мировой войне и сделаны предложения по подготовке личного состава танковых подразделений. Дополнительный толчок к образованию танков, как рода войск был дан в 1925 году, когда было организовано Техническое бюро изучения танков. Именно оно внесло самый существенный вклад в восстановление промышленности и созданию массового пр-ва в двадцать шестом году первого советского танка, названного МС-1 также известного, как танк Т-16/18.
Танки вермахта
Во время Первой мировой войны германцы практически не успели произвести достаточное количество танков и изучить принципы их применения в бою, а по условиям Версальского договора им вообще запрещалось иметь танки, что, впрочем, не помешало образовать очень эффективные танковые войска. Однако на фоне танков Франции и Великобритании танки вермахта были достаточно прогрессивным явлениям, как по конструкции, так и в боевом применении.
Вначале в вермахте отказались от разделения танков по применению - на пехотные и крейсерские. Танки, образовавшие большие соединения, обязаны были выполнять в случае необходимости любые функции: и танков сопровождения пехоты, и танков развития успеха. Однако полный отказ от достаточно малых танковых частей, предназначенных с целью тесного взаимодействия с пехотой также невозможно признать удачным. В Германии перешли (аналогично РККА) к подразделению танков на легкие, средние и тяжелые. Но в СССР таким критерием была лишь масса танка, то в Германии танки продолжительное время подразделялись по классам, как по массе, так и по вооружению. Например, изначально танк Т-IV рассматривался как тяжелая боевая машина, исходя из его орудия - 75-мм пушки, - и считали его таковым вплоть до лета сорок третьего г.
Совместно с танками в вермахте приступили и к большому выпуску самоходной артиллерии (штурмовых орудий, САУ, истребителей танков, противотанковых самоходных установок), которые рассматривались как способ усиления пехотинцев и танков на поле боя. И до июля 1943 года штурмовые орудия, самоходные пехотные орудия и истребители танков организационно входили в состав артиллерии, а не танковых частей.
Впрочем, несмотря на серьезную подготовку к войне, производство бронетехники в Германии в период 1934-1939 гг. Было довольно скромными. Во всяком случае, они не шли ни в какое сравнение с объемами производства танков всех вариантов в СССР, где танков БТ было выпущено более семи тысяч, а танков Т-26 - более 11000. Руководству Третьего рейха перед войной так и не удалось в полной мере мобилизовать экономику на потребности военного производства.
Значительно увеличили танковые войска Германии захваченные в Чехословакии танки Pz.Kpfw.35(t) (LT-35) и производившиеся уже по заказам вермахта танки Pz.Kpfw.38(t) (LT-38), которые обладали намного высокими боевыми характеристиками, чем самые массовые немецкие танки Т-I и T-2 (по советской классификации.
Даже в разгар Второй мировой войны в Третьем рейхе не сразу спохватились и приступили к началу выпуска военной техники. И это негативно сказывалось на комплектовании панцерваффе, испытывавших всю войну большие трудности с материальной частью. Отметим что, летом сорок второго года Германия смогла более-менее укомплектовать техникой лишь 9 из 19 танковых дивизий, имевшихся на Восточном фронте. Остальные танковые дивизии имели большой некомплект техники. Надо отметить, вплоть до последних месяцев войны командованию вермахта удавалось поддерживать танки в боевом состоянии, и фашистские танковые войска сохраняли способность к нанесению серьезных контрударов, доставлявших армиям антигитлеровской коалиции серьезные трудности. Бронетехнику вермахта, которая создана в промежуток 1934-1940 гг., в основном отличали большая надежность, простота и удобство обслуживания и эксплуатации, легкость управления. Техника же, которую создали в годы войны, уже не имела такие показатели. Например запустив в производство танк “Пантера”, танк “Тигр” и “Королевский Тигр” имеющиеся спешка и торопливость отрицательно сказались на их надежности и Тактико-технических характеристиках.
Танк. Взаимодействие частей и подразделений
Одной из особенностей развития бронетехники было количество модификаций, в которых она создавалась. Большая часть основных боевых танков со времен Второй Мировой войны имели множество вариантов для выполнения боевых задач - специальные огнеметные танки, инженерные либо ремонтно-эвакуационные машины. Например, танк “Центурион” бульдозерный нож, цепной миноочистительный барабан, стрелу крана и фашиноукладочное оборудование, если не считать прочего, меньшего оборудования. Большая часть боевых машин со времен Второй Мировой войны были в той или иной мере снабжены оборудованием, которое позволяло перемещаться вплавь или пересекать водные препятствия по дну, а это значительно расширяло область их применения.
Вспомним, что за время Второй Мировой войны был разработан танк “Шерман” — ремонтно-восстановительная машина для действий в “водных” операциях, которая была способна действовать даже на дне. Техника была полностью герметичной, снабженной перископами и аппаратами для возможности дышать. Первое применение этих танков вызвал у немцев шок, так как на поле боя появилась самая эффективная боевая техника того периода. Другие танки той поры оборудовались понтонами. Ряд машин создавался специально для амфибийных операций, включая американский транспортер DUKV, везде известный, как “Дак” (”Утка”). Она равно хорошо передвигалась и по суше и по воде, она, показав себя превосходным транспортным средством в армиях США и Великобритании. Для перевозки пехоты либо оборудования там, где не было дорог применялись полугусеничные машины, дебютировавшие в значительном масштабе немецкой армией, и вскоре взятые на вооружение и другими. Полугусеничные машины показали себя, как превосходное средство перемещения и с той поры состоят на вооружении в армиях государств мира.
Американский М-3 и германский Sd.Kfz-251 стали прродителями нынешних гусеничных бронетранспортеров — таких, как боевая машина пехоты “Брэдли М-2″. Интересно, современные разработки для колесных машин — например, система эффективного регулирования давления в шинах — значительно сократили разрыв в проходимости на пересеченной местности между гусеничными и колесными машинами. По причине весьма более высокой мобильности и меньших эксплуатационных затрат, подобные колесные бронетранспортеры сегодня уже грозят потеснить с поля боя гусеничные машины для перевозки пехоты. Большая часть боевых бронированных машин двадцатого столетия, запущенных в массовое производство, сохранили почти всегда “минусы” прототипов и экспериментальных модификаций. Тем не менее, некоторые машины получились достаточно удачными, что являются действительно нарицательными именами и имеют синонимы своих подвигов. Неуклюжий Мк-5, сокрушающий колючую проволоку на Западном фронте Первой Мировой войны; танк “Королевский Тигр” в Арденнском контрнаступлении 1944 года - и “Абрамс”, пересекающий пески во время операции “Буря в пустыне” в девяносто первом году. На сегодняшней войне вооружения и брони есть немного постоянных правил.
Первое из них объясняет, что тактические действия способны компенсировать недостатки качества и количества оборудования — что продемонстрировала Германия в сороковом году, победив британскую и другие союзные армии, и Израиль в 60-70-е годы, ведущий боевые действия против превосходящего количества арабских танков. Впрочем это происходит не так уж часто. Танки современности, такие, как “Леклерк”, танк “Абрамс” и “Челленджер”, требуют от личного состава значительного мастерства и несколько более широких познаний. Бесполезность плохо обученного экипажа на устаревшем танке в боевых действиях против таких ассов, имеющих лучшие машины мира, явно проиллюстрировала война в Персидском заливе в девяносто первом году. Бронетанковые дивизии Ирака были побеждены силами коалиции практически без потерь. Второе правило гласит: преимущество в неуязвимости и вооружении имеет место быть лишь на малом отрезке времени, сразу после создания танка, когда он впервые вступает в боевые действия и может быть победителем. Практика Восточного фронта Великой Отечественной войны показывает, что бронетанковая техника достаточно быстро может устареть, когда противники в гонке за преимуществом друг над другом постоянно улучшают вооружение и усиливают бронезащиту.
Даже совершенные танки не могут действовать независимо. Очень мощный танк будет уничтожен противником, в том случае, если вспомогательные машины не обеспечат ему постоянную помощь; когда бронетранспортеры не смогут доставить войска в район сражения и не пойдут в прорыв вместе с танками. Так же и бронетранспортеры не могут качественно действовать, если им не обеспечат надежную защиту, а разведывательные машины прежде не исследуют местность. Наступление пойдет медленно и не имея уверенности, если укладчики мостов и боевые инженерные машины не смогут обеспечить путь для продвижения танков и БТР. Принцип взаимной помощи жизненно необходима для удачной операции броневых частей. Применение бронетанковой техники делает войну более скоротечной и, судя по всему, более разрушительной. Те же самые задачи, с которыми бронемашины сталкивались в нчале своего развития, имеют свое значение и сейчас. Первые танки были эффективны только, если использовались в значительном количестве, на открытой местности, с надежной тыловой поддержкой. Те же правила существуют и в наши дни.
Советская армия, опиравшаяся на большие ресурсы огромной страны, не сумела одержать победу над афганскими моджахедами во многом из-за того, что местность и условия помешали эффективному использованию бронетехники. Это же относится и к войне во Вьетнаме. Танки полезны, но не всесильны. Тем не менее, и сейчас они служат ту же самую роль, которую выполняли самые первые танки — выводят войну из позиционного состояния, создавая маневренность и превращают из кровавой мясорубки в искусство. Возможно, как ни странно это звучит, этим самым даже спасая чьи-то жизни.